ГрадUA (grad_ua) wrote,
ГрадUA
grad_ua

Categories:

Трагическое пребывание итальянцев в Одессе

22 июля 1920 года, в Одессу прибыли итальянские транспорты с бывшими военнопленными.
5



22 июля 1920 года к Платоновскому молу подошли три итальянских парохода: «Мельпомена», «Талия» и «Пьетро Кальви». Они доставили около 4 тысяч военнопленных, участников Первой мировой войны.

Накануне эсминец «Карло Альберто Раккиа», который сопровождал транспорты, подорвался на мине, затонул в 19 милях от Одесского порта и в 2,75 км от берега. Погибло 9 итальянских моряков. Количество раненых составило 20 человек.

Эсминец, по мнению некоторых авторов, был для охраны от нападения кораблей Черноморского флота Русской армии барона Врангеля. Хотелось бы отметить: известно о разнообразной деятельности этого флота против красных, однако не встречаются сведения о столкновениях с ВМС западных держав.

Вернемся к трагедии июля 1920 года. В спасении итальянских моряков принимали активное участие одесские рыбаки. Городские власти совместно с иностранными капитанами решили похоронить с воинскими почестями итальянских моряков на Куликовом поле.

Похороны состоялись 24 июля. От Платоновского мола портовые рабочие с оркестром и экипажем всех итальянских транспортов, направились к Валиховскому переулку. Гробы с телами матросов Рэ Винченце и Пеллеччило Доменико, покрытые итальянскими флагами, установлены в часовне. Они скончались от ран, полученных при взрыве.

От Торговой всю Софиевскую вплоть до улицы Троцкого (Преображенская) занимали прибывшие военнопленные-репатрианты. Моряки «Раккиа» несли гробы на плечах; перед ними несли венки и знамена. Играли оркестры, люди пели хором. Кортеж, спаянный изумительной дисциплиной, двигался по городским улицам – в него вливались военные отряды – кавалерия, артиллерия, броневики.

На площади Октябрьской революции (Куликово поле) собралось 10 тысяч человек. Состоялся траурный митинг, на котором выступил председатель Одесского Ревкома А. Шумский.

В 1926 году тела матросов были эксгумированы и перезахоронены в Италии.

Газета «Моряк» так излагала хронику событий:

22 июля на транспортах Триестинского Ллойда возвратились в Красную Россию 3.853 русских солдата, интернированных в Италию. В 6 час. вечера к Платоновскому молу подошли три парохода — «Талия», «Мельпомена» и «Пиетро Кальви». К моменту прихода пароходов в гавань кроме властей собрался едва ли не весь организованный пролетариат Одессы, приветствовавший возвратившихся. Вместе с пленными прибыла также торговая итальянская депутация. Пароходы с пленными в пути сопровождал итальянский миноносец «Каррия», который почти у самой Одессы наскочил на мину и погиб. Из экипажа погибли 5 человек и ранено 20.
В действительности – «Карло Альберто Раккия» (Carlo Alberto Racchia) – лидер эскадренных миноносцев типа «Карло Мирабелло» Королевского ВМФ Италии. По итальянской классификации тип корабля Esploratore Leggero, английский термин Destroyer Leader. Корабль в 1914 году назван именем политика, сенатора и министра военно-морского флота Карло Альберто Раккия.

Спущен на воду 2 июня 1916 года. В Первую Мировую войны принимал участие в боевых действиях.

Подавляющее большинство бывших военнопленных под руководством «Комитета лагерей Азинары» в принципе выступило против участия в Гражданской войне в России. Лагеря на острове стали ареной ожесточенной политической борьбы за солдат, которую вели агитаторы и пропагандисты, как большевистски настроенные, так и против, и другие, ратовавшие за сепаратистские идеи. Активно участвовали в этой борьбе и революционно настроенные итальянские социалисты, представители которых, побывав на Азинаре, развернули деятельную кампанию по расформированию белого командования лагерей и по отправке солдат в Советскую Россию.

Из донесения заместителя начальника лагерей на острове Азинара штабс-капитана Янсона, где отражены трудные условия жизни военнопленных:

Доношу, что:

  • В лагерях в общем (особенно во 2-м лагере) вид людей здоровый и бодрый, истощенных встретилось не более 60-ти, 250 больных малярией,
  • Воспретил употребление в пищу дикого лука, который собирают солдаты.
  • Нашел недостаточным количество соломы в палатках и озаботился о присылке ее.
  • Отметил, что вода на остров привозится из Сардинии, воду выдают по литру для варки пищи и пол-литра в день для питья, вода низкого качества.
  • Нашел, что процент больных в госпиталях невысок (40 чел. на 6200 обитателей). Отметил боязнь солдат идти в госпиталь по недостаточности пищи в них.

Политический анализ со своей точки зрения дал полковник царской армии Кусовац, который писал в Рим следующее:

Все русские солдаты разбиты на 4 лагеря, из которых III-й (1794 чел.) и IV-й (евреи, 194 чел.) не желают признавать русское командование, в связи с чем итальянские власти разрешили формировать части из I и II лагерей, где находятся 4429 человек. В физическом и моральном отношении состояние этих людей хорошее, видна выправка старого русского солдата. Вредными политическими вопросами совершенно не интересуются и согласны с мыслью о том, чтобы попасть в Россию им надо быть действительно солдатами и представлять из себя сплоченную воинскую часть.
В сентябре 2017 года моряки итальянского эсминца «Luigi Durand De la Penne» возложили на воду венки в память о погибших предках.






Подробности на сайте Телерадиокомпании «ГРАД»
Tags: ЖЗЛ, день в истории, история Одессы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments