ГрадUA (grad_ua) wrote,
ГрадUA
grad_ua

Category:

Похищение века: из одесского музея украдена картина

31 июля 2008 года из Музея западного и восточного искусства похищено полотно «Поцелуй Иуды».




В июльскую ночь более 10 лет назад грабители проникли в зал Музея западного и восточного искусства через окно и похители картину Караваджо «Поцелуй Иуды». Более двух лет судьба полотна была неизвестна. Преступление раскрыто в 2010 году благодаря использованию подставного покупателя.

Злоумышленники задержаны в Германии. Картина находилась в плачевном состоянии. Грабители грубо вырезали ее из рамы ножом, уменьшив с каждой стороны на три сантиметра. Более того, не свернули в рулон, а сложили в несколько раз. В конце августа 2010 года Германия передала Украине «Поцелуй Иуды».

Есть, впрочем, одно большое «но». Начать нужно издалека. Примерно в 1602 году аристократический римский род Маттеи пригласил популярного художника Караваджо. Тему полотна, предположительно, заказал один из Маттеи – кардинал Джироламо. Картина написана в рекордно короткий срок – за тридцать дней. Гонорар маэстро получил небывалый – сто двадцать пять скудо. Картина Караваджо «Поцелуй Иуды» долгое время была жемчужиной в семейном собрании Маттеи.

Семейство владело полотном около двухсот лет. Когда потомки стали испытывать финансовые трудности, они решили продать картину. Ее купил член английского парламента Гамильтон Низбет как произведение голландского художника Герарда ван Хонтхорста. В 1921 году умерла последняя представительница этого шотландского рода, а полотно под тем же авторством куплено с аукциона Джоном Кемпом. Он перепродал его ирландке Марии Ли-Уилсон, которая в 1934 году подарила картину иезуитской консистории в Дублине. Поскольку полотно нуждалось в реставрации, монахи пригласили Серджио Бенедетти из Национальной галереи Ирландии. Он и определил истинного автора. Сейчас полотно можно увидеть в Дублине, в Национальной галерее.

Долгое время одесское полотно считалось авторским повторением либо же вообще оригиналом (с чем не соглашался Дублинский музей). В 2012 году музей согласился, что одесский «Поцелуй Иуды» не является авторским повторением дублинской картины. Украинские эксперты объявили, что теперь, после проведенных исследований, они согласны с этим фактом.

Известно, что художник делал собственноручные копии удачных работ. Кроме того, ему подражали ученики. Сейчас известно двенадцать полотен, повторяющих оригинал. Экземпляр, хранившийся в Музее западноевропейского и восточного искусства в Одессе, вероятно, заказан родным братом владельца оригинала.

Есть даже легенда о причинах изготовления копии. Караваджо написал оригинал для своего покровителя Кириако Маттеи. Картиной восторгались ценители искусства. Этому очень завидовал родной брат Кириако – Асдрубале Маттеи. Дабы ему угодить, Караваджо написал авторскую копию. О копии есть запись в бухгалтерской книге Асдрубале – он заплатил художнику Джованни ди Атилли.. Но скорее всего написал ее не Караваджо. К тому моменту его уже не было в Риме. Он сбежал после совершенного убийства.

«Дублинское» и «одесское» полотна сложно отличить. Скопировано все до мельчайших деталей. Но одна деталь все же бросается в глаза. На одесской картине кожа лиц героев кажется восковой. На холсте – она более натуральная.

Для полноты картины, нужно отметить: есть мнение, что картина в Одессе является не точной копией, но, если так можно выразиться, вариацией на тему работы Караваджо. Авторство в этом случае не установлено, в настоящее время, во всяком случае.






Подробности на сайте Телерадиокомпании «ГРАД»
Tags: ЖЗЛ, день в истории, история Одессы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments